Создание отраслевых систем
Создание отраслевых систем электронных закупок обусловлено потребностью предприятий проводить свои закупки в соответствии с особенностями присущими каждой конкретной отрасли. Многие крупные предприятия для повышения эффективности своей работы создают собственные электронные торговые системы, автоматизирующие бизнес-процессы и процедуры закупок в соответствии с требованиями своей отрасли.Основные различия
Основные различия проведения закупочных процедур отраслевых предприятий связаны с категориями закупаемых товаров. Есть общие категории для всех, такие как офисные принадлежности, коммунальные услуги, строительство и ремонт и т.п., а есть специфичные категории товаров и услуг востребованных только в определенной отрасли. И это уже отдельные классификаторы, специальные поля. Кроме того, имеются отраслевые стандарты бизнес-процессов, которые существенно отличаются от отрасли к отрасли.Нефтегазовая отрасль
Одна из особенностей предприятий нефтегазовой отрасли – вывод на аутсорсинг всей непрофильной деятельности, вследствие чего проводится множество торгово-закупочных процедур на оказание различных услуг, а это добавляет определенную специфику в процессы планирования и проведения закупок. Еще может потребоваться решение проблемы управления внутренними товарными и логистическими потоками. Плюс многие предприятия подпадают под действие Закона 223-ФЗ и обязаны публиковать информацию о закупках на официальном сайте.
Предприятия нефтегазовой отрасли зачастую входят в холдинги, которые в своем составе могут иметь предприятия различной специфики со своими различными потребностями (НПЗ, автозаправки, добывающие подразделения и пр.). Для повышения эффективности и снижения издержек, холдингам требуется централизация закупок своих дочерних предприятий.
В большинстве случаев для предприятий нефтегазовой отрасли уже недостаточно внедрения закупочной системы в чистом виде, требуется функциональность SRM и ERP или интеграция с уже имеющимися на предприятии системами.
Машиностроение
Бизнес-процессы и торговые процедуры предприятий машиностроения схожи с процедурами нефтегазовой отрасли, но все же имеют некоторые отличия. Например, многие предприятия выбирают в качестве наиболее удобной для них закупочной процедуры попозиционные торги (торги по каждой отдельной позиции лота). Для машиностроения характерны закупки больших объемов позиций, на грани возможностей поставщиков, поэтому особое значение приобретает оценка этих возможностей и распределение объемов между поставщиками. Это влечет за собой создание специфических торговых процедур, квалификация поставщиков с оценкой их возможностей и сроков поставок. Кроме того, дополнительным преимуществом будет являться автоматизация процессов согласования потребностей заказчика с ключевыми поставщиками, графиков поставок, планирования складских мощностей. Также таким предприятиям необходима функциональность поиска и привлечения новых поставщиков в связи нехваткой сырья.Энергетический сектор
Энергетические компании большую часть своих закупок проводят в форме конкурса. Зачастую такие компании имеют широкий спектр закупаемых услуг, для них актуален поиск качественных подрядчиков, создание конкурентной среды, предквалификационный отбор поставщиков. Также есть отличия в номенклатуре закупаемых товаров, классификаторах товаров и услуг, в процессах проведения экспертизы, и планирования. Все энергетические компании подпадают под действие Закона 223-ФЗ, что дает организациям определенную свободу в выборе способов закупок. Единственное, что требует Федеральный Закон №223-ФЗ – это упорядочить проведение закупок, формально описав порядок и используемые формы закупочных процедур. Отраслевая ЭТП на платформе iTender для энергетического сектора позволяет соответствовать требованиям 223 ФЗ и в тоже время сохранить устоявшиеся на предприятии процессы и формы проведения закупок.Банки
А вот у банков специфических закупок практически нет, но им интересна реализация уникальной продукции (в частности, монет, слитков, залогов и т.п.). А здесь нужны иллюстрации и специальные атрибуты с возможностью поиска (вес, тип, материал монеты, количество комнат и площадь квартиры и т.п.). Что касается закупок, для банков существуют определенные классификаторы закупаемых товаров: оргтехника, услуги аутсорсинга. Кроме того, для банков особенно важным вопросом является обеспечение безопасности доступа к данным, особенные требования к серверному оборудованию, каналам связи.Государственный сектор
К предприятиям государственного сектора относятся как предприятия, полностью принадлежащие государству, так и с долей государственного (субъекта федерации, муниципального образования) участия более 50%.44-ФЗ
В России все бюджетные и казенные организации и по некоторым основаниям коммерческие организации с 1 января 2014 в соответствии с Законом 44-ФЗ могут проводить электронные торги по закупкам только на 5 электронных торговых площадках. Эти площадки были отобраны в 2009 году комиссией Минэкономразвития РФ и ФАС РФ для работы с 2010 по 2014 годы в соответствии с Требованиями 94-ФЗ.По информации из Управления контроля размещения государственного заказа ФАС РФ, срок действия отбора операторов ЭТП по осуществлению государственных закупок заканчивается к 2015 году и к началу 2015 году будет произведен новый отбор операторов площадок в соответствии с новыми Требованиями.В настоящее время в соответствии с планом мероприятий по подготовке подзаконных актов в целях реализации норм 44-ФЗ до лета 2014 года (срок будет зависеть от взаимодействия федеральных органов исполнительной власти) будут разработаны Требования к операторам ЭТП, которые смогут работать в рамках государственных закупок. Затем будет проведен отбор операторов в соответствии с этими Требованиями, чтобы с 2015 года они уже могли функционировать как операторы ЭТП в сфере закупок по 44-ФЗ.Количество операторов ЭТП будет изменено. Число этих ЭТП будет определяться по результатам Отбора. Компании, подтвердившие соответствие Требованиям, будут допущены на рынок в целях проведения торгов по 44-ФЗ.223-ФЗ
Предприятия с долей государственного (субъекта федерации, муниципального образования) участия более 50%: субъекты естественных монополий, унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества и их дочерние предприятия должны проводить своих закупки в соответствии с Законом 223-ФЗ. Такие предприятия вправе создать свою собственную электронную систему закупок (ЭТП является составной частью) в соответствии с требованиями закона и публиковать информацию о закупку на официальном сайте. iTender 223-ФЗ »223-ФЗ + 44-ФЗ
Некоторые государственные организации обязаны осуществлять закупки и по 223-ФЗ и по 44-ФЗ. Это требование связано с тем, что бюджетные средства они должны расходовать на закупки по правилам 44-ФЗ, а внебюджетные средства могут тратить по 223-ФЗ, если примут соответствующее решение. Кроме государственных компаний, любые другие учреждения, которые получают бюджетные инвестиции, также должны торговаться по 44-ФЗ. Таким образом, если организация проводит свои закупки на собственной торговой площадке по 223-ФЗ и при этом получает бюджетные инвестиции, то ей дополнительно потребуется проводить закупки и в соответствии с 44-ФЗ. В этом случае на выделенные бюджетные средства закупаться придется на одной из 5 аккредитованных для госзакупок площадок. Но проводить закупки в разных системах экономически не целесообразно и трудоемко. Поэтому правильным подходом является подготовка всех необходимой информации в собственной системе закупок с последующей выгрузкой ее на соответствующие торговые площадки (в том числе и по 44-ФЗ) и импортом результатов на собственную ЭТП.Другие отрасли
Отраслевые решения для автоматизации торгово-закупочной деятельности могут содержать различную дополнительную функциональность, в зависимости от требований отрасли (металлургия, агропромышленный сектор), например:- Планирование
- Складские запасы
- Страхование сделок
- Доставка, логистические сервисы
- Доставка крупногабаритных или опасных грузов
- Инкассация
- Интеграция со специфическими информационными системами отрасли