Позвоните нам прямо сейчас   +7 (4852) 58-22-05

Закон о госзакупках не отстает от жизни

За два года своего существования закон «Об осуществлении государственных закупок» совершенствовался 22 раза. В итоге, из под его действия оказались выведены большинство предприятий, закупочная деятельность которых первоначально довольно жестко регламентировалась.

За два года своего существования закон «Об осуществлении государственных закупок» совершенствовался 22 раза. В итоге, из под его действия оказались выведены большинство предприятий, закупочная деятельность которых первоначально довольно жестко регламентировалась. Своим видением осуществления госзакупок с  UBR.UA поделился эксперт электронной торговли, директор департамента специальных проектов «ФогСофтa» Сергей Юров.

UBR.UA: Что может быть причиной «непостоянства» закона «о госзакупках», учитывая многочисленные правки?

С. Юров: Тема актуальная, вот и пытаются постоянно закон улучшить, действуя «здесь и сейчас».  Это не так страшно. Хуже когда закон «отстает от жизни».

UBR.UA: А в целом, сегодня, есть проблемы с регламентацией закупочной деятельности госпредприятий?

С. Юров: Поскольку в итоге получилось, что никакого законодательства нет, то и нет проблем. Это я о том, что многие предприятия просто выведены из-под действия закона «о госзакупках». Впрочем, изменения будут, и, думаю,  закон «подкрутят» в сторону ужесточения. По крайней мере, постараются сделать так, чтобы закупочная деятельность компаний с государственным участием  стала  прозрачнее.

UBR.UA: Как Вы считаете, есть ли у отечественного рынка госзакупок сходства с российским?

С. Юров: Относительно регламентации закупочной деятельности есть и сходства, и различия, например, с  российским  Федеральным законом  №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который разрешил большинству российских государственных и муниципальных предприятий, естественным монополиям, а также организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, осуществлять свои закупки в любой форме. Но в России все эти компании обязали публиковать информацию о своих закупках, в том числе положение, план и еще более 10 пунктов в открытых источниках. Украина подобных действий пока не предприняла.

UBR.UA: Итак, по закону в начале тринадцатого года появится не менее трёх аккредитованных государством электронных торговых площадок, где в форме электронного реверсивного аукциона будут обязаны закупаться госорганы и бюджетные организации. В чём особенность этих площадок?

С. Юров: Существует регламент, описывающий необходимые функции для площадок. И главное здесь — возможность осуществления процедуры «электронный реверсивный аукцион». Причем вариант данной процедуры весьма специфичен, с довольно оригинальными правилами.  Например, там используется полная анонимность участников, когда только после завершения торгов организатору тендера по одному «выдают» поставщиков в порядке увеличения ценового предложения. Далее заказчик уже сам решает — заключать договор с победителем или нет. Но отказать победителю в заключении договора он может, конечно, не просто так, а на законных основаниях.

UBR.UA:Какая причина отказа от заключения договора будет использоваться наиболее часто?

С. Юров:  Чтобы ответить на этот вопрос нам придется разобрать еще одну особенность проведения реверсивного аукциона. Если в общих чертах, то заявка на участие в аукционе становится доступной заказчику для рассмотрения только после того, как аукцион завершится. Соответственно, теоретически нет никаких препятствий для участия в торгах любой компании, даже если она не соответствует требованиям, содержащимся в извещении о проведении аукциона. Такая заявка, также, может содержать заведомо недостоверные данные. Понятно, что после окончания торгов всё это выплывет наружу. И заключать договор с таким «победителем» заказчик не станет.

В случае необходимости проведения проверки достоверности данных, предоставленных участником, заказчик имеет право обратиться с соответствующим запросом в органы государственной власти, предприятий, учреждений, организаций в соответствии с их компетенцией.

UBR.UA: Каким образом будет осуществляться поиск площадок для электронного реверсивного аукциона? Кого государство может аккредитовать?

С. Юров:  Это, как говорится, читаем инструкцию, т.е. смотрим в Закон. Там написано — «для обеспечения возможности проведения процедур электронных реверсивных аукционов Уполномоченный орган проводит на конкурсной основе отбор электронных площадок и операторов электронных площадок сроком на три года».

UBR.UA: Желающих поучаствовать в конкурсе будет, вероятно, немало?

С. Юров: Не факт. Думаю, не более пяти претендентов.  Хотя, может быть, я и не прав. Ведь владельцы этих площадок впоследствии могут неплохо заработать, поэтому желающих может быть и больше. Если вспомнить историю российских ЭТП, то в самом начале электронных торговых площадок было более чем достаточно. К сожалению, и свою деятельность  некоторые из них вели не совсем правомерно. Резон «хорошо заработать» — ослеплял, конечно.

UBR.UA: Расскажите подробнее о возможности «хорошо заработать»?

С. Юров: Возможность заработать напрямую зависит от объема проводимых торгов. Ведь практически сразу после запуска ЭТП, операторы площадки получают возможность временно использовать средства обеспечения участия в торгах. Соответственно, на площадках всё время крутятся значительные средства,  чем больше торгов, тем они значительнее.

Кроме того, от участников процедуры электронного реверсивного аукциона оператор электронной площадки получает вознаграждение, которое не может превышать 10 необлагаемых минимумов доходов граждан. А с участника, с которым заключен договор о закупке, оператор электронной площадки получает вознаграждение, которое не может превышать 50 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Соответственно, возможность озолотиться для оператора напрямую зависит от того как много заказчиков и участников он сможет привлечь на свою площадку. И тут самое интересное в том каким образом разные операторы будет решать эту проблему. Можно улучшать качество самой площадки, предлагать удобные сервисы, вести гибкую ценовую политику. А можно использовать административный ресурс и обязать предприятия проводить торги на площадке «А».

Но, в любом случае, кто начнет первым у того будет преимущество.

UBR.UA: Как Вы думаете, появятся ли к 1 января эти аккредитованные площадки или будут внесены очередные «совершенствования» в виде отсрочки по данному вопросу?

С. Юров: Отвечу словами Черчилля «Заглядывать в будущее чересчур далеко — недальновидно».