Сокращение затрат на приобретение материальных ресурсов — сырья, сопутствующих товаров, работ и услуг — часто становится основным способом повышения экономической эффективности предприятий. Одним из методов решения этой задачи может стать применение стратегических подходов в управлении закупочной деятельностью.
«Стратегическое управление закупками» — современный подход мобилизации затрат предприятия, предполагающий привлечение всехвозможных ресурсов, в том числе не задействованных ранее, длярешения стратегических задач закупочной логистики предприятия с учетом существующих рыночных условий. (Данное определение родилось в результате опыта работы в сфере повышения закупочной эффективности российских предприятий). Для успешной реализации методов стратегического управления закупками необходимо:
- 1. Формирование команды для осуществления стратегического управления закупками. Команда может быть сформирована как из существующих работников, так и из специалистов со стороны.
- 2. Выявление стратегических проблем. Многосторонний анализ деятельности предприятия на всех этапах закупочной логистики.
- 3. Расстановка приоритетов. Выделение ключевых товарных групп, закупку которых необходимо перевести на стратегический уровень.
- 4. Формулировка перечня стратегических задач по каждой из выбранных ключевых товарных групп.
- 5. Выбор наиболее эффективных инструментов для решения поставленных стратегических задач, в том числе внедрение методов автоматизированного управления закупками.
- 6. Оценка результатов с целью дальнейшего совершенствования «проблемных» направлений. Необходимость стратегических решений может быть вызвана самыми разными причинами.
Необходимость стратегических решений может быть вызвана самыми разными причинами.
Стратегическое решение №1. Конкуренция
Нередко причиной принятия тех или иных стратегических решений становится недостаточная конкуренция, даже монополизм, ключевых поставщиков предприятия. Бывает, закупает предприятие ключевую товарную группу у одного поставщика год, два, пять, а потом оказывается, что на соседнем рынке аналогичный товар можно приобретать в три раза дешевле.
Стратегическим решением в данном случае может быть искусственное формирование предприятием конкурентной среды у поставщиков по этой «проблемной» товарной группе. Какие методы можно здесь предложить? Для начала предприятию необходимо сформировать пул качественных поставщиков. Подходящий инструмент — проведение предварительной квалификации поставщиков. Важность данного процесса сложно переоценить. Так, если предприятие выберет поставщика, который будет не в состоянии поставлять сырье или комплектующие, отвечающие согласованным стандартам качества, это может привести к превышению нормы отходов или дорогостоящим переделкам, требующим дополнительных расходов. Если поставщик не сможет выполнить согласованный график поставки, это повлечет за собой срыв плана работ, что значительно уменьшит суммарную эффективность производства. Более того, кончиться все может закрытием поточной линии или тем, что затраты предприятия не закончатся в случае прекращения выпуска продукции. После проведения проверки поставщика в рамках предварительной квалификации заказчик целенаправленно выясняет, способен ли его контрагент обеспечить необходимую номенклатуру, качество и объемы поставок.
Следующий шаг — построение максимально эффективного взаимодействия с пулом стратегических поставщиков. При этом важно помнить, что все затраты поставщиков всегда оплачивает заказчик. Соответственно предприятию предстоит задуматься о способах оптимизации этих затрат. Начинать следует с самых простых, универсальных. Например, постараться снизить затраты стратегических поставщиков на участие в закупочных процедурах, сократить или вовсе отменить обеспечение участия в торгах или исполнения договора, предложить им взаимную интеграцию с информационными системами предприятия и, самое главное — позволить выигрывать.
Следующий шаг — исследование ключевых поставщиков с целью выявления возможных точек роста эффективности. И, наконец, делать все, чтобы сотрудничество с новыми стратегическими поставщиками было долгосрочным, взаимовыгодным, целесообразным. Тогда оно обязательно будет происходить в атмосфере здоровой конкуренции.