В системе торгов госкомпаний по-прежнему масса «черных ходов», по которым можно обойти требования закона и здравого смысла. «Дело» представляет новый рейтинг поставщиков «госкормушек».
Кухонное помещение должно быть оборудовано всей необходимой для приготовления пищи посудой; столовым, чайным и кофейным сервизами. В комнатах предусмотрены современные телевизоры диагональю не менее 81 см» — требования компании «Газпром трансгаз Самара» к московской съемной квартире для аскетичных сотрудников суровы и бескомпромиссны. Находится жилье должно не дальше 350 метров от высотки «Газпрома» в Черемушках. На проживание своих работников в командировках самарская компания потратила в 2014 году 3 млн рублей – зато, наверное, сэкономила на автомобилях. А они госкомпаниям обычно обходятся недешево, поскольку все предпочтения в классе люкс: Lexus, Land Cruiser.
Удивляться расходам госкомпаний на сервизы, квартиры, машины и праздничные мероприятия мы уже привыкли. Так же как и обстоятельствам тендеров, которые проводят такие компании. Например, тому, что в закупках можно встретить «путешественников во времени» – они подают заявки раньше объявления конкурса или, наоборот, объявляют конкурс с уже истекшей датой подачи заявок. Но сервисы и машины — хоть и яркий, но все же относительно узкий канал расходов. Гораздо интереснее картина в поставках строительных услуг и оборудования, где счет идет на сотни миллионов. По 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») госкомпании отчитываются с 2012 года, но раскачивались они медленно, и только по итогам 2014 года можно восстановить более-менее понятную картину рынка, который сформировался вокруг этих распорядителей сотен миллионов. В этом году «Дело» впервые публикует рейтинг компаний, закупающихся по Федеральному закону №223, и их поставщиков. Что обнаружило «Дело» в списках покупок госкомпаний и кто лучше других скользит по нескончаемой финансовой волне, летящей по километрам поволжских трубопроводов?
Управляй мечтой
Множество закупок, необходимость которых можно поставить под сомнение, интересует только общественных активистов. Их проще всего «отловить» и легче проанализировать. Например, Общественный Народный Фронт регулярно взывает к чувству меры руководителей дочерних компаний «Газпрома» и филиалов «ФСК ЕЭС», которые обзаводятся автомобилями премиум-класса и коротают время в VIP-залах в аэропортах. Самарские госкомпании, конечно же, не исключение.
Аппетиты руководства большинства региональных госкомпаний оригинальностью не отличаются. Большинство мечтает о служебных автомобилях, причем наибольшей популярностью пользуется Toyota. Автомобили этой марки в прошлом году закупили пять компаний. «Трубопроводная строительная дирекция» приобрела Land Cruiser Prado за 3,4 млн рублей и Land Cruiser за 3,72 млн. «СамРЭК» заказал Land Cruiser за 3,4 млн рублей. «Самарские коммунальные системы» при покупке Land Cruiser Prado уложились в 2,2 млн. «Газпром межрегионгаз Самара» приобрел Highlander за 2,16 млн, «Корпорация развития Самарской области» закупила Camry и Venza общей стоимостью 2,9 млн. Самые скромные аппетиты у «Самарских распределительных сетей», им достаточно Toyota (без уточнения модели) за 800 тысяч. Руководство «Транснефть-Приволги» предпочитает Lexus, в 2014 году компания приобрела пару машин за 9,9 млн рублей.
Сотрудники «Газпром трансгаз Самары», монополиста по транспортировке газа, возглавляемого Владимиром Субботиным, не бедствуют в столичных командировках. Например, проживание в Москве обошлось фирме в 3 млн рублей. Согласно закупочной документации, в арендованных квартирах должны были быть, например, телевизоры с диагональю 81 см, посудомоечная машина, а также столовый, чайный и кофейный сервизы. Кроме того, в 2015 году «Газпромтрансгаз Самара» запланировала более 600 обедов, завтраков, кофейных пауз и ужинов, как обычных, так и праздничных. На них будет затрачено около 7,9 млн рублей.
«Транснефть-Приволга» на 1,77 млн рублей отметила день работников нефтегазовой промышленности, около 1,5 млн стоила компании покупка живых цветов, 1,53 млн – заказ фирменной продукции.
В будущем при проведении подобных закупок компаниям, возможно, хотя бы придется обосновывать их необходимость. Во всяком случае именно такие поправки в 223-ФЗ обсуждает Правительство РФ. У нововведений есть и противники. «Госкомпании тратят свои деньги и должны приносить прибыль. Необходимо сохранить возможность для заказчика учитывать свою специфику и потребности при проведении закупок», — считает Казанцев. С ним согласен и Сергей Юров. «По большому счету, план закупок, положение и уж тем более информация о том, с кем, когда ты заключаешь договор — коммерческая тайна. Вряд ли кто по своей воле предоставил бы конкурентам такую исчерпывающую информацию о внутренней кухне своих закупок», — считает он. Постепенно внедряется и обязательная доля закупок у малых и средних предприятий. Уже с 1 июля этого года вступят в силу изменения, касающиеся участия малого бизнеса. Правда, коснется это не всех. Закупать продукцию на сумму не менее 50 млн у субъектов малого бизнеса обяжут только заказчиков с оборотами более 10 млрд рублей.
Впрочем, все эти нововведения мало что изменят, пока контроль за исполнением закона лишь простая формальность, а лица многих поставщиков по-прежнему в масках.