Михаил ФОГИЛЕВ: «Я с оптимизмом смотрю на будущее отечественных электронных торгов. Им просто нет альтернативы».
Сегодня среди профессионалов, предпринимателей, СМИ развернулась широкая полемика вокруг путей совершенствования системы государственного заказа, о необходимости которого заявил Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию. В рамках этой дискуссии генеральный директор компании «Fogsoft» Михаил ФОГИЛЕВ в эксклюзивном интервью порталу АЭТП даёт характеристику ключевым моментам развития электронного бизнеса в Российской Федерации и их специфике.
— Михаил, Вы уже сравнительно долгое время работаете на рынке ПО для нужд электронной коммерции и торговли. Наверняка у Вас есть своё профессиональное видение того, как будет развиваться рынок электронных торгов?
Я думаю, что уже никто не сомневается в том, что перевод торгов на электронные рельсы является одним из приоритетов государственной власти, это уже в некотором роде тренд, который не остановить. Не секрет, что одна из целей, к которым стремится государство, продвигая электронные торги, это повышение прозрачности, снижение стоимости транзакционных расходов, снижение возможностей по манипулированию процессом торгов. И если рассматривать результаты внедрения электронных торгов с этой точки зрения, то тут можно уверенно сказать, что успехи есть и успехи значительные. Не раз и не два достоянием гласности становились случаи, когда органы государственной власти размещают заказы на дорогие машины и другие предметы роскоши. Теперь невозможно провести такие торги «по-тихому», информация открыта в публичном доступе, ее не спрячешь и не удалишь.
Хочу отдельно сказать о торгах по распродаже имущества должников. Не секрет, что криминальная составляющая в этой области торгов весьма высока. Серьезные объекты часто выставляются на торги только тогда, когда найден потенциальный покупатель. Соответственно, существовал набор методов, которые использовали в «живых» торгах, чтобы не допустить до участия нежелательных претендентов. Поэтому и было такое сильное противодействие, постоянно были попытки получить отсрочки, перенести начало действия закона на более поздний срок. Потому что электронные торги — штука намного более прозрачная, там старые проверенные методы не работают.
Еще обязательно надо сказать про ЭЦП. Важность использования ЭЦП, точнее даже важность обязательного использования, трудно переоценить. И тут тоже есть несколько аспектов. То, что не нужно больше приносить документы лично, что обеспечивается юридическая значимость сделки — это совершенно очевидные плюсы применения ЭЦП. Но нам, как разработчикам, обязательное использование ЭЦП на торговой площадке позволило создать надёжные механизмы защиты конфиденциальной информации, например ценового предложения в заявке на участие в конкурсе.
С другой стороны, надо понимать, что все эти последние законы, при всей их прогрессивности и правильности, это только половина дела. Электронные торги — это всего лишь инструмент, хотя мощный и действенный. Но если мы говорим о том, насколько это позволит сделать процесс торгов открытым и честным, то решающее значение тут имеет общая ситуация с бизнес-климатом в стране. Не будем питать иллюзий, если у организатора торгов будет мотивация провести пару «управляемых» торгов, то он будет искать такую возможность.
В целом, я с оптимизмом смотрю на будущее отечественных электронных торгов. Им просто нет альтернативы.
— Вы хотите сказать, что государство будет играть основную роль в регулировании этого сегмента экономической деятельности?
Роль государственных структур всегда будет определяющей в таких действительно фундаментальных процессах, как перевод экономики на электронные рельсы. Государство является, и на длительный срок, останется единственно основным игроком на этом поле.
— Какова в этом случае будет роль организаций в развитии электронного бизнеса России? Какие преимущества Вашей компании даёт членство в Ассоциации Электронных Торговых Площадок?
Что касается аспектов участия некоммерческих организаций в развитии электронной коммерции, это тема отдельного разговора. Если говорить конкретно об АЭТП, то Ассоциация является наиболее достоверным и полным источником информации для организаций, перед которыми стоит вопрос, каким образом начать участвовать в электронных торгах: будет это сторонняя система или же собственная электронная торговая площадка. Мы рассматриваем наше членство в Ассоциации, в том числе и как один из каналов общения с нашей аудиторией, потенциальными заказчиками. Есть еще и другой момент. Наша компания занимает ведущие позиции на рынке разработчиков электронных торговых площадок, соответственно, мы просто должны быть представлены в Ассоциации.
— Существует мнение, что для того, чтобы быстро и качественно сделать скачок в любом бизнесе в России, необходимо в первую очередь воспользоваться опытом зарубежных компаний. Полностью ли Вы разделяете эту позицию?
Несомненно, использование чужого опыта значительно ускоряет процесс построения собственного бизнеса. Не нужно изобретать велосипед, методом проб и ошибок находить решения, которые уже многократно найдены успешными компаниями. И не принципиально, зарубежная это компания или отечественная. Что касается разработки программного обеспечения в целом, мы, в компании Фогсофт, постоянно отслеживаем такой опыт, пытаемся адаптировать его к своим задачам. Особенно это актуально для построения правильной, жизнеспособной инфраструктуры компании, повышения эффективности работы каждого сотрудника.
Однако, в вопросах, связанных с развитием электронных торгов в России, без сомнения есть своя специфика. Оставим в стороне вопрос законодательной базы. Могу только сказать, что качество самих законов улучшается, достаточно оперативно принимаются поправки.
— Какие, на Ваш взгляд, моменты необходимо учитывать при дальнейшем внедрении электронных торгов в России?
Во-первых, это общий низкий уровень компьютерной грамотности участников торгов.
Во-вторых, недостаточное понимание этой проблемы операторами электронных площадок. Понимаете, когда только начинается процесс создания электронной площадки, люди, которые собираются этим заниматься, концентрируют своё внимание большей частью на понятных и конкретных проблемах. У кого купить электронную торговую площадку? Где установить сервер? С каким интернет провайдером заключить договор? Как не выйти за рамки бюджета? Всё это весьма важные задачи, поэтому люди концентрируются на них, но абсолютное большинство совершенно не задаётся вопросом, а что будет, когда площадка начнёт функционировать? Оператор зачастую оказывается совершенно не готовым к тому валу звонков от участников торгов, к тому многообразию возникающих у них проблем, которое обрушивается на него. Поэтому мы всегда советуем своим клиентам уделять максимум внимания организации службы поддержки и обучению персонала.
— Как бы Вы оценили современный этап развития «электронного» бизнес-сообщества в России? Какова доля участия Вашей компании?
Я бы разделил российское электронное бизнес-сообщество на две части. Первую назовём «государственная», а вторую «коммерческая». С первой частью, без сомнения, мы идем в правильном направлении, и что бы ни было принято, правки в 94-ФЗ или новый ФКС, законодатели не сделают шаг назад и не допустят снижения прозрачности.
Со второй частью ситуация несколько иная. Обычно частный бизнес намного быстрее, чем государство начинает использовать инновации. Он более гибок, обладает меньшей инертностью. Но в вопросах, связанных с внедрением информационных систем наблюдается иная картина. Особенно в период кризиса и жесткой экономии средств, не многие руководители компаний понимают важность и выгоду от автоматизации их предприятий. Хотя, несомненно, грамотное использование ИТ двигает бизнес вперед, повышает эффективность организации.
Что касается перехода бизнеса на электронные торги, я имею в виду закупки крупных предприятий, — зачастую компания уже имеет строго очерченный круг поставщиков, с которым давно работает, которым доверяет. «Нам не нужна минимально возможная цена, для нас главным критерием является качество», — вот такие аргументы мы слышим очень часто, когда обсуждаем с представителями частного бизнеса вопросы внедрения электронной площадки. Соответственно, если брать картину в целом, частный бизнес отстаёт от государства по темпам перехода на электронные торги.
Теперь об участии нашей компании во всех этих процессах. У каждого участника здесь вполне конкретная роль. В зависимости от этой роли меняется и степень влияния. Наша компания является разработчиком программного обеспечения, в частности электронных торговых площадок для различных видов торгов. Мы находимся в постоянном контакте с нашими клиентами, оказываем поддержку, сопровождаем наши работающие решения. Таким образом, мы имеем четкое представление о том, как обстоят дела в той или иной сфере применения наших электронных площадок. Собирая эту информацию из различных источников, мы анализируем, обобщаем ее и отправляем наши предложения по улучшению законодательства в соответствующие государственные органы, например, в Минэкономразвития. Ну и самое главное, что мы делаем, это разработка качественного, удобного в использовании программного обеспечения, которое отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к такого рода системам. Тем самым мы даем возможность другим участникам этого процесса выбрать то программное обеспечение, которое максимально подходит под требования их бизнеса.