Позвоните нам прямо сейчас   +7 (4852) 58-22-05

Игра на своем поле

Быстро найти хорошего поставщика товара или услуги с конкурентным предложением не так просто. Между тем именно электронные торговые площадки (ЭТП) позволяют решить эту задачу наиболее эффективно. ЭТП — это комплекс информационных и технических решений, обеспечивающий взаимодействие между предприятиями, поставщиками и покупателями. По сути, это любой интернет-ресурс, посредством которого заключаются сделки купли-продажи между предприятиями — покупателями и продавцами.

Компания может выбрать — «торговаться» на одной из сторонних независимых площадок, которых в России около десятка, либо осуществлять свою закупочную деятельность на собственной ЭТП. «Внедрение собственной ЭТП на предприятии позволяет подогнать процесс электронных торгов под конкретные требования организации, — пояснил Михаил Фогилев, гендиректор компании «ФогСофт» (FogSoft). — В отличие от независимых такие площадки можно интегрировать с различными корпоративными системами, например, на базе SharePoint, 1С или SAP и практически любыми другими». Кроме того, для работы на собственной площадке сотрудникам достаточно лишь базовых навыков пользования компьютером.

Владельцы собственных ЭТП видят массу преимуществ частных автоматизированных закупочных систем как перед традиционными «бумажно-волокитными» процедурами, так и перед посредническими ЭТП. «В России количество корпоративных систем электронных закупок стремительно увеличивается, рынок электронных торгов растет, — рассказывает Алексей Сенченков, коммерческий директор Ассоциации электронных торговых площадок (АЭТП). — Очевидно, что компании, которые проводят ежемесячно большое количество торгов, а также требуют при организации торгово-закупочной деятельности интеграции с другими внутрикорпоративными информационными системами, более выгодно и удобно создать собственные площадки». В этом случае работа с поставщиками будет открыта и централизованна, а затраты на внедрение окупятся довольно быстро.

Рассмотрим условия проведения торгов на сторонних площадках. Для примера возьмем тариф «Безлимитный» площадки «Фабрикант», одной из независимых ЭТП. По нему предусмотрено участие в торгах всех поставщиков бесплатно с организацией неограниченного количества любых видов собственных торговых процедур на любую сумму. Стоимость — 5 млн рублей в год. Для компаний с небольшим объемом операций по закупкам и с платным участием потенциальных поставщиков в торгах расценки иные. Чаще всего это ежемесячные пакеты услуг с возможностью проводить определенное число торговых операций.

Заказ собственной ЭТП у авторитетного интегратора электронных торгов обойдется в среднем в 2 млн рублей. Плюс ежемесячно около 100-200 тысяч рублей будет уходить на обслуживание этой ЭТП. Нехитрый подсчет позволяет сделать вывод о выгодности предложения «собственная электронная торговая площадка с массой безлимитных преимуществ» для компаний с большим объемом закупок. Выбор между собственной и независимой электронной торговой площадкой был обусловлен критериями экономии, сообщили «РБГ» в Российской телевизионной и радиовещательной сети. Несмотря на то что специальные подсчеты снижения расходов на организацию закупок компания пока не производила, очевидно, что электронная форма проведения торгов значительно упрощает и совершенствует документооборот и конкурсные процедуры.

Между тем цена — не основной стимул для приобретения компанией собственной площадки. «Нам была необходима торговая площадка, отвечающая особым требованиям, связанным со спецификой деятельности нашей компании, — подчеркнул Сергей Кочин, заместитель гендиректора «Московской теплосетевой компании» (МТК). — Благодаря автоматизации таких процедур, как генерация протоколов, уведомление пользователей, прием заявок от участников и так далее, были значительно сокращены объемы рутинной работы сотрудников нашей компании».

Правилами работы собственной ЭТП легко управлять, корректировать и дополнять без каких-либо дополнительных согласований. При этом в случае заинтересованности на собственной площадке можно организовать проведение торгов сторонних компаний, что может служить дополнительным источником доходов. Кроме того, на ЭТП хранится много важной и даже конфиденциальной информации, в том числе база поставщиков и условия взаимодействия с ними, которые не каждая компания желает разглашать.

— С вступлением в силу закона 223-ФЗ мы вплотную занялись разработкой собственной электронной площадки на платформе iTender с возможностью автоматизации нашего плана закупок, — рассказал «РБГ» Алексей Кузьменко, начальник отдела организации торгов «Дальневосточной энергетической управляющей компании» (ДВЭУК). — Четкое планирование дисциплинирует и позволяет исключить какие-либо ошибки в процессе подготовки и проведении наших закупочных процедур. Сейчас все закупочные процедуры компании автоматически создаются на электронной площадке и осуществляются по заранее согласованному плану.

Среди прочих преимуществ руководители компаний и отделов закупок отмечают, что владение собственной ЭТП говорит о состоятельности и успешности предприятия. Некоторые компании на начальном этапе внедрения ЭТП предполагают совсем небольшой объем закупок, менее 100 торгов в месяц, но все же принимают решение переводить эти процедуры в электронный вид. Их основная задача — сделать закупочную деятельность прозрачной и легко контролируемой.