Электронные торги за рубежом появились в начале второй половины прошлого века. Изначально это были электронные технологии в банковской сфере, которые постепенно перекочевали в сферу продаж. Что касается развития электронной торговли в России, то она началась в середине 90-х годов. Именно тогда в интернете появились «предтечи» современных площадок для электронной торговли. Тогда это были простые доски объявлений, вся задача которых заключалась в том, чтобы связать потребителя и поставщика для последующей сделки offline.
Юлия Обаляева, руководитель дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ»
«В новом Гражданском кодексе РФ от 1995 года, благодаря статье 160 появилась возможность заключения сделок с при- менением аналогов собственноручной подписи, в том числе, появился термин «электронно-цифровая», а затем и «электронная» подписи. Нормативной базой для «электронных взаимоотношений» стал и Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», ныне утративший силу в связи с принятием нового закона № 63-ФЗ «Об электронной подпиcи».
Уже в 2001–2002 годах произошел качественный скачок в развитии электронной коммерции, правда пока это касалось сегмента b2b. Так, в исследовании Boston Consulting Group, опубликованном в начале 2001 года, констатировалось наличие более пятидесяти российских электронных торговых площадок (ЭТП), большая часть которых была создана в металлургии и отраслях ТЭК. Уже к концу 2001 года эта цифра удвоилась: число В2В-проектов в различных отраслях российской экономики перевалило за сотню».
Дмитрий Пангин Генеральный директор группы электронных площадок OTC.RU
«В 2005 году было неограниченное количество площадок, соответственно прозрачность и конкурентность проведения тендеров оставалась на достаточно низком уровне. Торги проводились согласно 41 статье 94-ФЗ. Основным переломным моментом стало вступление в силу главы 3.194-ФЗ об отборе площадок — в том числе новых правил проведения тендеров и требований к ЭТП. В качестве начала реформы 2009 года правительством было принято решение отобрать 5 операторов для проведения государственного и муниципального заказа в рамках отредактированного регламента 94-ФЗ. В апреле 2013 года на смену 94-ФЗ пришел 44-ФЗ. Это основные вехи развития и становления торгов в электронной форме по проведению государственного, муниципального и коммерческого заказа РФ».
Занимательно
22 октября 2002 года премьер Минниханов (с 2010 года президент Республики Татарстан) подписал постановление № 617 о системе государственных за- купок республики Татарстан. Первая редакция № 94-ФЗ — это 617 постановление, один в один, слово в слово, реестр заказов, перечень заказчиков, сайт. И уже когда 41 статья была, я писал за этим столом 41 статью об электронных торгах.
Мы расходимся с М.Я. Евраевым, потому что он говорит, что это он написал № 94-ФЗ. Я говорю, что не должно быть споров — колесо должно быть круглым. Ты изобрел большое круглое колесо, я маленькое, но они круглые. Если это ты все сам придумал, значит, ты просто думал так, как я в 2002. Я не за первенство, я за идею.
Генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» Яков Вениаминович Геллер — интервью журналу CS, выпуск №2
Виктор Степанов Генеральный директор РТС-тендер
«Это время можно назвать «зарей» ЭТП в России — рынок находился на стадии становления, уровень конкуренции среди площадок был крайне низок, и число их клиентов стремительно росло».
Георгий Сухадольский Исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок
«Насколько мне приходилось сталкиваться на практике, первые электронные торговые площадки начали появляться у тех заказчиков, которые в принципе задумывались о совершенствовании и автоматизации систем закупок, о возможности расширения круга поставщиков за счет компаний, с которыми раньше не сотрудничали.
Такими первыми ЭТП были площадки в электроэнергетике, когда РАО ЕЭС в 2004- 2005 годах начал выстраивать свою систему закупок. Одна из ключевых задач этого проекта как раз была связана с максимальной электронизацией данной сферы.
Компания предложила электронным площадкам, которые были готовы работать с электроэнергетикой, аккредитоваться и пройти проверку на соответствие требованиям РАО ЕЭС России. Причем не было ни одной площадки, которая бы сразу соответствовала всем требованиям. Часть ЭТП были готовы устранять полученные замечания и работать дальше.
Можно отметить, что в регионах сопротивление было достаточно сильное, многие дочерние компании возражали против использования ЭТП, как по реальным, так и по надуманным причинам. Но тем не менее это был первый стимул для развития отрасли электронных торгов, когда появились крупные, заинтересованные заказчики».
«Законодательно закрепленный список отобранных площадок стабилизировал рынок, вселил уверенность и позволил ЭТП работать более продуктивно»,— отмечает Виктор Степанов.
Эксперты сходятся во мнении, что переломным моментом стал 2009 год, когда вступила в силу глава 3.1 закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулирующая электронный аукцион. В 2010 году были отобраны 5 федеральных электронных площадок для размещения аукционов.
Юлия Обаляева
«В 2011 году была введена обязательность проведения в электронной форме продажи имущества должников в рамках процедур банкротства, появились нормы об «электронной приватизации», подтянулся 223-ФЗ о закупках госкорпораций, монополий и компаний с государственным участием, также предусматривающий, через подзаконные акты, обязательность электронных закупок».
Виктор Степанов
«Второй переломный момент — принятие ФЗ-44 и начало работы контрактной системы. За последние 4 года электронные площадки продемонстрировали существенное улучшение качества предоставляемых услуг. Мы, например, разработали и реализовали ряд проектов, направленных на повышение эффективности закупок, увеличение конкуренции, поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, а также запустили несколько вспомогательных сервисов, призванных максимально облегчить работу как заказчика, так и поставщика. ФЗ-44 продемонстрировал, что отрасль государственных закупок активно развивается, а значит вместе с ней должны совершенствоваться и электронные площадки».
Свою хронологию событий предлагает компания «Фогсофт», которая в 2002 году начала заниматься разработкой ЭТП в Роcсии.
Сергей Юров эксперт компании «Фогсофт»
«Потенциальных заказчиков таких систем было крайне мало,— вспоминает эксперт компании «Фогсофт» (iTender) Сергей Юров.— Лед тронулся в период с 2005 по 2008 год, когда появился относительно высокий спрос на создание электронных торговых площадок. В свою очередь несколько разработчиков, увидев реальный потенциал нового рынка, специализировались на создании торгово-закупочных систем и, наконец, начали создавать качественные программные решения. Мы проанализировали запросы на разработку ЭТП и систем управления закупками, поступившие к нам в компанию за почти 10 лет работы. Полагаю, эти данные дополнят картину развития ранка рынка электронных торгов в России».
2007–2009 год — основной интерес к созданию электронных торговых площадок претендентов на отбор в число национальных операторов, в соответствии с требованиями закона 94-ФЗ.
2009 год — по настоящее время— шквал запросов на создание ЭТП по реализации имущества банкротов, что было обусловлено выходом изменений к «закону о банкротстве», который с 2010 года обязал реализовывать данный вид имущества на специализированных электронных торговых площадках. Кстати, 2 ноября 2010 года «Электронная площадка Центра реализации», разработанная «Фосгофт», была признана Минэкономразвития первой площадкой, соответствующей Требованиям к электронным площадкам и операторам электронных площадок.
2011 год — по настоящее время — активный интерес инвесторов к созданию коммерческих и корпоративных (локальных) электронных торговых площадок, для предприятий, подпадающих под 223-ФЗ. 2012 год — по настоящее время — по-2012 год — по настоящее время — по- являются единичные запросы на создание электронных торговых площадок по приватизации имущества. 2012 год — по настоящее время — редкие запросы на создание ЭТП по реализации арестованного и залогового имущества. 2013 год — по настоящее время — активный интерес крупных корпоративных заказчиков на создание электронных торговых площадок с элементами систем управления закупками. Нами созданы подобные системы для Мосводоканала, МТК, ДВЭУК, УГМК, СВФУ, РТРС и других.Сослагательное наклонение
Хоть и говориться, что история не терпит сослагательного наклонения, но мы все же решили немного отойти от этого принципа и обсудить с экспертами какие ошибки были допущены на стадии становления ЭТП в России и какие вопросы до сих пор остаются не до конца урегулированными?
Юлия Обаляева
«Проблемы в этом секторе системные, нормативные декларации в законах о возможности электронной торговли имеют отсылочные нормы к регулированию подзаконными актами, а последние, мягко говоря, задерживаются. Такая беда в приватизации, не решается вопрос с отбором операторов электронных площадок.
Есть сектора, в которых практика идет впереди нормативного регулирования — электронная аренда государственного и муниципального имущества и иные торги при переходе прав на государственно имущество. Электронный способ заключения сделок здесь максимально востребован, а нормативное регулирование совершенно непонятно почему — отстает. На площадке огромный интерес к этому сервису.
Другая проблема — отбор площадок. В банкротстве есть некое подтверждение соответствия установленным нормативным требованиям, которое подтверждает Комиссия Минэкономразвития России. Но эта процедура — заявительная, реального тестирования на соответствие требованиям не проводится, Комиссия рассматривает лишь представленные документы. Это привело к тому, что на рынке на начало 2015 г. работает 66 электронных площадок, но 90 процентов рынка обеспечивают лишь 10 из них. Какие-то площадки, возможно, реализуют серые схемы, созданы для одной сделки или м.б. обслуживают рейдерские захваты. Такое неограниченное количество площадок стало уже проблемой, т.к. контролировать процессы на этих площадках очень сложно.
Обе эти проблемы сказались и на реализации закона № 223-ФЗ, требований к площадкам нет, отбора нет. Оказывать услуги могут любые операторы. Крупные компании создали свои программные комплексы, которые ими же и контролируются (прозрачность торгов здесь конфликтует с заинтересованностью), иные размещаются на великом множестве и частных и региональных площадок. Странно выглядит непоследовательность законодателя в этом вопросе, за расходами госкомпаний, монополистов, компаний с госучастием в капитале решено «присматиривать», а механизмы расходования остаются без контроля».
Дмитрий Пангин
«Первое — правительство поступило правильно, не пойдя по пути создания единого оператора электронных торгов. Регламентировав пять площадок по проведению торгов в электронной форме, был задан огромный потенциал конкурентной борьбы и прозрачности проведения тендеров. При этом не потратив бюджетные средства, а просто отобрав ряд существующих площадок, минэкономразвития создали универсальный инструмент для эффективных торгов под контролем и надзором федерального правительства согласно законодательству РФ.
Второе — на период становления системы электронных торгов коммерческого сегмента на рынок не вышли иностранные площадки, которые имели опыт более 20 лет. С момента активного роста и потенциала российского рынка и площадок, нынешние попытки выхода иностранных компаний b2b сегмента опоздали на 7–10 лет и уже неспособны конкурировать с сильными участниками российского рынка. В этом ключе, позиции иностранных площадок выглядят слабо и архаично.
И третий момент — в связи с новым отбором остается не до конца ясна государственная политика в частности отсутствия полного понимания итоговой цели отбора (расширения списка). За период существования и работы пяти площадок, не была дана KPI оценка деятельности операторов. Плюсы, минусы и эффективность. В связи с этим возникает вопрос связанный с необходимостью нового отбора и его конечной цели».
Георгий Сухадольский
«До сих пор нет более-менее полного исследования рынка электронных торгов, открытого сравнения ЭТП между собой, все ранее проводившиеся в лучшем случае анализируют площадки по очень узкому и нерепрезентативному спектру показателей, а нередко и искажают их. НАИЗ предпринимала попытку провести развернутое исследование, собрать с площадок информацию о том, какие у кого показатели, как их можно сравнить. Выяснилось, что очень многие площадки не хотят предоставлять о себе данные в открытый доступ. В закрытом режиме они как-то сравнивают себя с конкурентами, показывая, что они наилучшие. Хотя вполне можно предположить, что по одному показателю одна площадка действительно лучше других, а по другому — другая.
Часть площадок открыта для такого исследования и диалога с конкурентами, но их меньшинство.
Такое сравнение было бы целесообразно и полезно для заказчиков, чтобы они могли понимать и адекватно оценивать рынок ЭТП. Не все потребители четко предcтавляют, что это такое. Некоторые витают в облаках: считают, что можно передать все закупки на ЭТП и вообще не думать о них. Они воспринимают площадки, как палочки-выручалочки, которые сами выберут лучшего поставщика, с которым никогда не будет никаких проблем. Такого, конечно, не бывает. Автоматизация бардака — это и есть автоматизация бардака, а не исправление ситуации.
Любая ЭТП — это инструмент, который надо уметь правильно и эффективно использовать, а для этого как раз и необходимо сравнение потенциала и возможностей различных площадок. Ведь для одного заказчика важнее одни критерии, для другого — другие».
Сергей Юров
«К сожалению, многие госзаказчики и коммерческие предприятия не изменили подходов, и, управляя своей закупочной деятельностью, изо дня в день совершают множество бессмысленных действий. Например, усложняют жизнь своим поставщикам проведением регулярных «доторжек-переторжек» или квалификации по каждой процедуре, забывая при этом, что все расходы поставщика оплачивает заказчик.
Любое действие должно иметь смысл — я провожу непрерывную квалификацию поставщиков по определенным категориям товаров для того, чтобы обзавестись необходимым количеством ключевых поставщиков; я закупаюсь на аукционе, чтобы снизить цену на товар, который у меня однозначно специфицирован; я провожу запросы предложений, чтобы приобрести товар, который в наилучшей степени отвечает интересам моего бизнеса, при этом я хочу учитывать ситуацию не на момент объявления торгов, а на момент подведения итогов, когда я обладаю большей информацией и могу принимать наиболее качественные решения. Не произошло должных изменений и в подходах по реализации государственного имущества. Между тем все имущество государства — арестованное, права аренды, приватизацию и т.д.— следовало бы реализовывать только в электронной форме, как это было происходит с имуществом несостоятельных должников по банкротству. К сожалению, сегодня соответствующих обязательств у государства нет — делайте что хотите и как хотите».
Взгляд в будущее!
Виктор Степанов
«В связи с интенсивным развитием технологий и стремлением к постоянному совершенствованию сферы госзакупок рынок электронных торгов будет и дальше расти»
Дмитрий Пангин
«Если государство не будет вмешиваться в работу площадок, то в ближайшие пару лет будет активный рост новых игроков. Через 5-6 лет произойдет перенасыщение рынка, конкурентная борьба станет жесnче, начнется отмирание слабых участников и произойдет консолидация операторов в 3-5 основных игроков».
Георгий Сухадольский
«Автоматизация отрасли в самых разных формах и масштабах будет внедряться все больше и больше. Уже сейчас в региональных центрах электронизация закупок становится привычной. Далее она будет внедряться и там, где пока для нее даже нет инфраструктуры. Например, в сельской местности.
Сами ЭТП, во-первых, будут активно развивать различные сервисы, которые позволяют им конкурировать друг с другом. Во-вторых, развивать интеграцию между собой либо с зарубежными коллегами для того, чтобы торговать за пределами России.
В целом, должен произойти какой-то качественный скачек. Пока идет количественный рост и по числу торгов, и самих ЭТП, и по типу автоматизации закупок. Сейчас под ЭТП может пониматься и классическая площадка, и ERP-система с возможностью подачи электронных заявок от поставщика, и обычный интернет-сайт, который тоже позволяет принимать заявки от участников торгов. Думаю, дальнейшая эволюция ЭТП будет связана с глубокой интеграцией площадок в бизнес-процессы заказчика, когда площадка будет связана с бухгалтерскими системами, системами планирования или вообще интеграцию нескольких систем заменит одна комплексная.
Еще одно важное направление развития – внедрение электронных систем и у поставщика, которые позволят ему не заходить на специальные площадки, а интегрировать свою внутреннюю систему учета производимой продукции с системами потенциальных потребителей. Поставщику будет достаточно нажать несколько клавиш, чтобы продать свой товар и получить за него плату в электронном виде».
Сергей Юров
«В исторической перспективе мне видятся позитивные перемены — закупочная деятельность российских предприятий упростится и придет к оптимальным вариантам с использованием современных закупочных инструментов. Многие организации, наконец, избавятся от традиций торговаться на бумаге, предварительно перестроив свои закупочные процессы. В 15-16 году будут отобраны новые федеральные электронные торговые площадки для проведения торгов в соответствии с 44-ФЗ. При лучшем раскладе ограничивать их число Минэкономразвития не станет, но, вероятно предъявит претендентам высокие требования. Из тех, кто сегодня предоставляет услуги проведения электронных торгов, могу назвать около десяти электронных торговых площадок, достойных стать федеральными ЭТП. Что касается корпоративных (кэптивных/локальных) ЭТП и систем управления закупками, то их число в ближайшее десятилетие может увеличиться на порядок. При этом основными заказчиками таких систем станут производственные предприятия. Также повысится конкуренция среди разработчиков торгово-закупочных систем, что, безусловно, хорошо для рынка. Но заказчикам следует быть особенно внимательным к предложениям малоопытных в создании ЭТП разработчиков».